Ицюань  Введение в Яншенчжуан

Ван Сянчжай.
Введение в Яншенчжуан, упражнения стоя для сохранения здоровья.

Wang Xianzhai

Искусство сохранения здоровья имеет долгую историю и разные методы. Несмотря на различия, все они имеют целью вести нас от болезни к здоровью, увеличивать длительность жизни и предохраняют от преждевременного старения. Вспоминая те десятилетия, в течении которых я изучал и практиковал разные методы сохранения здоровья, могу сказать, что Чжанчжуан[1](Яншенчжуан[2]) простой, легкий в исполнении и крайне эффективный метод.
Грубо говоря, Чжанчжуан можно разделить по типам: выполняемые стоя, сидя, лёжа, во время ходьбы, полулёжа. Каждый тип может быть разделён на несколько видов, порой даже на несколько десятков различных поз. Не смотря на то, что эти позы отличаются, все они, за исключением ходьбы, обладают общим. Оно заключается в том, что каждый начинающий заниматься, должен закрыть глаза, успокоить разум; затем медленно принять позу и неподвижно удерживать четыре конечности до окончания практики. Новички должны начинать со стоячей позы. Принимая позу, ноги ставим на ширине плеч, подобно символу «八»[3]. Ноги согнуты под определённым углом и таз расположен так, словно мы сидим. Когда мы поднимаем руки, то общие рекомендации такие -- они должны располагаться не выше бровей и не ниже пупка; не должны касаться тела и быть дальше одного чи (0,33 м) от него; руки в виде полуокружностей, подмышки полу открыты; левая рука не должна быть перед правой стороной тела и наоборот. Выполняйте все действия в этих рамках. Чжанчжуан необходимо выполнять 2-3 раза в день, начиная с 10 мин. для каждого подхода. Позже увеличить время до 40 мин. Некоторые детали выполнения и моменты для лучшего понимание Чжанчжуан будут обсуждаться ниже.


1. "Стояние столбом", упражнение стоя, порой исполняется сидя, во время ходьбы и проч. "Стояние столбом" можно разделить на позы сохранения здоровья (Яншенчжуан) и боевые позиции (Цицичжуан). Стояние для сохранения здоровья подразумевает только расслабление и безмятежность ума, боевые позиции тренируют напряжение всего тела и силу движений через неподвижность.
2. Стояние столбом для сохранения здоровья.
3. Г-н Ван имеет ввиду китайский иероглиф Ба (8), который похож на /\ и напоминает две ступни, слегка развернутые мысками кнаружи.

1.Происхождение и предназначение Яншенчжуан.
Яншенчжуан произошёл из упражнения Чжанчжуан традиционного «синъицюань»[4]. "Синъи" означает: разум приспосабливается к форме[5], форма следует за разумом, разум рождается из формы, форма следует за разумом -- это главное упражнение тела и разума. Основное воздействие на тело такое: с одной стороны, цнс успокаивается, с другой -- усиливается циркуляция крови и метаболизм в теле. Когда цнс успокаивается, улучшаются функции регулирования; когда усиливается циркуляция крови и метаболизм, то внутренние органы, конечности, кости получают лучшее питание. Если в целом тело ровное и имеет обильную жизненность, тогда мы достигаем главную цель -- уходим от болезней и удлиняем время своей жизни.


4. Китайское военное искусство бокса" формы и разума", относится к так называемым внутренним воинским искусствам.
5. Форма здесь относится к внешнему проявлению, китайское слово "синъ" в том числе обозначает тело, но также может обозначать определенные стандартные последовательности движений во множестве традиционных воинских искусствах, от которых г-н Ван полностью отказался в своем методе. Слово "синъ" или "форма" часто используется, описывая определенные фиксированные позиции или движения тела, в противоположность спонтанному проявлению инстинктивного движения.

2. Основные черты Яншенчжуан.
Не смотря на то, что методы удерживания позы различны, их все можно разделить на неподвижные и подвижные. В общем, подвижные упражнения это спортивная деятельность для усиления тела и его костей, в то время как упражнения в неподвижности в большей степени тренируют внутренную силу организма и обогащают "Три сокровища"(суть, сила, дух). Чжанчжуан это способ упражнять разум м тело в одно время. Основная черта, в момент тренировки, нет надобности сосредотачиваться на дыхании или созерцать Дантянь[6]. Обычно, способ гармонизации позы, движения и неподвижности, непрочного и основательного, меняется в зависимости от активности, можно выполнять дыхание животом и достичь уровня вхождения в расслабленное состояние. Несмотря на необходимость формы в занятиях, не стоит жёстко её придерживаться. Несмотря на следование идеям, не стоит на них зацикливаться. Яншенчжуан не только упражняет физическую силу, Яншенчжуан прост, удобен и лёгок для понимания. Не имеет значения -- идёте ли Вы, стоите, сидите, находитесь полулежа, Вы можете практиковать Яншенчжуан везде и всегда.


6. Точка в нижней части живота, область лобка.

3. Понимание позы и времени.
Не смотря на то, что Яншенчжуан это поиск движения в неподвижности и неподвижности в движении, и начинающие должны тренировать определенные позы, нельзя советовать какое-то фиксированное положение и какое-то определенное время. Каждый должен тренироваться согласно своему состоянию психики и здоровья и не нужно выходить за рамки своих возможностей. В общем, не стоит менять позу слишком часто, потому что когда дух расслаблен, сила сбалансирована и поза стабилизирована, циркуляция крови происходит быстрее. Когда внутри тела происходят движение и изменения, внезапная смена позы может нарушить внутреннее движение. Именно поэтому мой учитель часто напоминал нам: "большое движение не такое хорошее, как маленькое движение; маленькое движение не такое хорошее, как неподвижность; движение неподвижности это бесконечное движение". Но, понявший принцип внутреннего движения, может двигаться и менять позу, ни где не нарушая течения внутреннего потока. Тогда возможно двигаться и менять позиции получая удовольствие без выхода за рамки постуральных ограничений. Мой учитель говорил: "достаточно разума и духа, не стоит искать что-то подобное в формах", вот, что это точно означает. Лучше всего, когда ученик понимает временные пределы своей практики. Если он ощущает расслабление и счастье, все тело пронизано комфортом, то ученик может стоять чуть дольше; но если он чувствует упадок сил и дискомфорт в позиции или его разум раздражен и смущен, нужно прекратить тренировку, не стараясь продвигаться дальше.

4. Вопросы расслабления и напряжения.
Чжанчжуан это упражнение, в котором находят силу в отсутствии силы, слабое движение в неподвижности и быстрое движение в слабом движении. Чем сильнее расслаблено тело, тем быстрее циркуляция крови, тем быстрее происходит рост жизненности и силы. Если использовать эту силу, то возникнет напряжение и тело потеряет ловкость на процент, а храбрость и сила возрастут на 100. Это вид силы[7] бесформенен и в основном создается разумом[8]. Если есть форма, то сила теряет основу своего движения. В связи с этим, мой учитель часто говорил нам: "Обладая формой, вы теряете возможность изменяться, в то время как бесформенность собирает дух". Это означает, что когда тело максимально расслабленно, разум максимально собран. Внешняя форма неуклюжа, а разум и дух проворны. Те, кто будет заниматься продолжительное время, поймут это в результате своего опыта.


7. Этот вид силы стремится к бесформенности.
8. Нужно понимать, что хоть и говорится "сила создана разумом", она по-прежнему проявляется мышцами и телом -- никакие тренировки разума не способны отменить законы физики.

5. Тренировка мышц.
"Все мышцы как одна" -- навык, присущий высокому уровню тренированности. Это близко тому, о чем писалось выше. Поза немного меняется, но это упражняет мышцы в большой степени. Если такой навык не лежит в основе, то будет не хватать выносливости или действия будут выполняться с высокой нагрузкой. Даже когда мы упражняем мышцы, не следует отказываться от тренировки разума. Однако, тело является основой, которой пользуется разум. Увеличивая интенсивность упражнения, мы быстрее устаем; уменьшение усталости конечно ведет к большей силе в упражнении. Таким образом, тренировка и отдых являются единым. Они должны быть в гармонии при правильных занятиях, но порой ученики невольно тренируются в выносливости и возможности выполнять тяжелую работу. Еще раз, обратите внимание: в одно и тоже время при росте интенсивности упражнения, должна расти нагрузка и на разум, и на сердце насколько это возможно; сохраняя комфорт и развитие силы, как основной принцип тренировки.

6. Принципы согласования.
(а) Согласование позы.
Изменение позы лежит в основе сознания. Или выражая эту мысль по другому - форма может меняться сознанием. Здесь тот же базовый принцип "форма рождается разумом, форма следует изменениям разума". Что должно быть в гармонии, определяется текущей ситуацией в которой пребывает ученик, это ничто иное как -- не выше и не ниже, лево и право, "одинарный вес"[9] и "двойной вес"[10]. Не имеет значения о чем идет речь -- о голове, руках, теле, плечах, локтях, коленях и т.д.; все они должны обладать распределением на одно или два, обладать расслаблением или натяжением, быть непрочным или основательным, легким или тяжелым. Каждая мельчайшая часть тела должна быть такой.
(б) Согласование внутренних органов.
Ключ к согласованной работе внутренних органов такой: мысль ведет, психика воздействует на физиологию, физиология влияет на психику, они взаимно влияют друг на друга. Этот вид согласования требует от ученика инициативы отдавать приказы осознанного разума, или когда это необходимо, определенный внутренний орган может быть напрямую влияющим на часть тела.
Все обсуждение выше -- в основном, это важные пункты, обращенные к начинающим. Если кто-то уже занимается долгое время и обладает пониманием основ, эти пункты не так существенны.


9. Удерживание веса всего тела на одной ноге.
10. Распределение веса поровну на обе ноги.

7. Вопрос ограничения отвлекающих мыслей.
В следствие того, что этот вид тренировки "двойного назначения", он не только упражняет организм, но и "приручает" разум. Следовательно, обуздание тревожащих мыслей это очень важно. Но мысли человека крайне интенсивны. У взрослых их особенно много и, в общем говоря, изгнание отвлекающих мыслей из головы дело не простое. Многие изучающие (методы сохранения здоровья) считают эту борьбу отдельной проблемой, сосредотачиваясь на достижении расслабления. Однако, они не понимают тот факт, что чем сильнее они прогоняют эти мысли, тем большая нагрузка ложится на разум. Это подобно тому, как вор нападает на вора, один вор убегает, а на его место уже крадётся другой; предыдущая мысль еще не исчезла, а новая уже появилась. Следовательно, на протяжении веков, изучающие разные методы сохранения здоровья, такие как "внешние методы", "внутренние методы", способы сосредоточения на определенных точках и т.п. могут помочь начинающим.
Но мой опыт показывает, что только следование методу естественного хода вещей, без добавления какого-либо "обуздания", без сопротивления тому, что приходит и не задерживаясь уходит, может стабилизировать чувства и достичь состояния расслабления. Когда беспокойство от мыслей серьезно, нет нужды осознанно отбрасывать их, лучше вместо этого их поглотить. Это напоминает большую раскаленную плиту очага внутри меня, на которой плавятся миллиарды вещей вселенной. Подобно этому порой, когда вы не ждете уменьшения мыслей, они уйдут, когда не ограничиваете их -- вы их ограничиваете. В этой ситуации вы прибываете в расслабленности.



Выше изложенное "Введение..." может быть использовано как подсказка, но не как метод. Если кто-то желает достичь его сущностный смысл, необходимы личные занятия и накопление опыта своим телом.

Главная страницаКарта сайтаНаписать письмо

© 2007 Вадим Игнатов     Дизайн - HexBox Studio

  ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека